ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации"

Регламент

Регламент проведения негосударственной экспертизы

проектной документации,

1.Общие положения

1.1. Регламент проведения негосударственной экспертизы проектной документации разработан в соответствии с требованиями статьи 49 Федерального закона от 29.12.2004 № 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации".

1.2. Регламент определяет порядок организации и проведения негосударственной экспертизы проектной документации в ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" Негосударственная экспертиза проектов и инженерных  изысканий» (в дальнейшем ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации"), правила взаимодействия с застройщиками, техническими заказчиками или заявителями - уполномоченными кем-либо из них лицами, обратившимися с заявлением о проведении негосударственной экспертизы.

1.3. Для ознакомления с настоящим Регламентом заявителей, застройщиков,

технических заказчиков, а также общественных организаций (объединений), участвующих в инвестиционном строительном процессе, Регламент размещается на официальном сайте ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации"

http://buro-expert.ru/

1.4. Негосударственная экспертиза проектной документации осуществляется ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" в соответствии с Федеральным законом "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Положением об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 № 272, Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, Приказом Министерства регионального развития РФ от 02.04.2009 № 107 «Об утверждении формы заключения негосударственной экспертизы» и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими деятельность организаций по проведению негосударственной экспертизы.

1.5. Негосударственная экспертиза проектной документации осуществляется по договору между застройщиком (техническим заказчиком) и экспертной организацией, в котором, в частности, определяются:

• порядок представления документов, необходимых для проведения

негосударственной экспертизы, и устранения выявленных нарушений;

• срок проведения экспертизы;

• размер платы за ее проведение. 

2. Компетенция ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" в области проведения

негосударственной экспертизы проектной документации

2.1. Негосударственная экспертиза проектной документации проводится ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" на основании свидетельства об аккредитации рег.       № 53-3-5-026-11, выданного Министерством регионального развития РФ 15.02.2011 (Приложение 1), действие которого возобновлено приказом Росаккредитации от ___  _______ 201__ года № ______.

2.2. Деятельность ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" по проведению негосударственной экспертизы проектной документации, согласно действующему законодательству, не имеет территориальных ограничений, заключения ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" действительны на территории любого субъекта Российской Федерации.

2.3. Негосударственная экспертиза может проводиться в отношении полного комплекта проектной документации любого объекта капитального строительства (отдельного этапа строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения и модернизации), за исключением тех случаев, когда объект капитального строительства включен в перечень объектов, в отношении которых должна проводиться государственная экспертиза (часть 5.1 статьи 6, часть 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).

Кроме того, негосударственная экспертиза может проводиться в отношении:

• реконструируемого объекта жилого, общественного и производственного

назначения, не выведенного полностью из эксплуатации;

• объекта капитального строительства, не подлежащего Государственной экспертизе,  согласно части 2 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ;

• объектов капитального ремонта;

• объектов технического перевооружения и модернизации;

• объекта, разрешение на строительство которого получается через МВК районных Администраций, в том числе:

освоение чердачного пространства под мансарду;

переустройство и перепланировка жилых и нежилых помещений;

строительство временных зданий и сооружений;

строительство объектов вспомогательного назначения (гаражи, навесы,

киоски и т. д.);

устройство отдельного входа;

углубление подвального пространства;

работы по усилению конструкций и оснований зданий и сооружений.

2.4. Направление проектной документации для проведения негосударственной экспертизы не освобождает застройщика (технического заказчика) от обязанности направить указанные документы на государственную экспертизу, если обязательное проведение государственной экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2.5. Предметом негосударственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации:

а) требованиям, обеспечивающим безопасность объектов капитального строительства (в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности);

б) результатам инженерных изысканий, получившим положительное заключение государственной или негосударственной экспертизы;

в) установленным (утвержденным, выбранным для расчета) сметным нормативам -

в части оценки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства по разработанной проектной документации;

г) техническим регламентам;

д) градостроительным регламентам;

е) градостроительному плану земельного участка;

ж) национальным стандартам;

з) актуализированным СНиПам и правилам;

и) стандартам организаций;

к) заданию на проектирование.

2.6. ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" вправе отказать в принятии проектной документации на экспертизу, если имеются основания, из состава перечисленных в части 8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ:

1) отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных

частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного Кодекса;

2) подготовка проектной документации лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 Градостроительного Кодекса (отсутствие допуска СРО к выполнению видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства);

3) отсутствие положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий;

4) направление на экспертизу не всех документов, предусмотренных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 49

Градостроительного кодекса, в том числе п. 24г «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145;5) направление проектной документации на негосударственную экспертизу если в соответствии с настоящим Кодексом проведение экспертизы должно осуществляться организацией, уполномоченной на проведение государственной экспертизы.

2.7. Подготовку заключений негосударственной экспертизы проектной документации вправе осуществлять физические лица, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации в соответствии со статьей 49.1 Градостроительного кодекса РФ, по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.

3.Требования к составу и содержанию представляемой на негосударственную

экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий

3.1. На негосударственную экспертизу представляются материалы, по составу и содержанию соответствующие Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (Приложение 2), независимо от того, что представляется на экспертизу – полный комплект проектной документации на весь объект капитального строительства, реконструкции или на отдельные его этапы.

3.2. Состав материалов, представляемых для проведения негосударственной

экспертизы:

а) Исходно-разрешительная документация (ИРД).

ИРД может быть представлена как отдельным томом как приложение к Пояснительной записке, так и в составе Пояснительной записки. Определяющим документом для проектирования (для всех видов капитального строительства) является основание для проектирования, которым может быть:

федеральная целевая программа, программа развития субъекта Российской Федерации, комплексная программа развития муниципального образования, ведомственная целевая программа и другие программы;

решение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями;

решение застройщика;

б) ИРД для объектов нового строительства:

• Основание для проектирования, исходные данные.

• Утверждение застройщиком (техническим заказчиком) задание на проектирование.

• Смета на ПИР (проектные и изыскательские работы) подтверждающая стоимость, указанную в заявке. Если проектно-изыскательские работы выполнялись на договорной (контрактной) основе – прикладывается ксерокопия (заверенная заказчиком) договора или контракта.

• Копия Градостроительного плана земельного участка (проект планировки

территории и проект межевания территории для лЫтов).

• Правоустанавливающие документы на земельный участок (для объектов охраны культурного наследия – заключение о разрешенном режиме использования земельного участка).

• Правоустанавливающие документы на здание, сооружение (при завершении

объекта незавершенного строительства).

• Лист генерального плана проекта планировки квартала (при необходимости).

• Сводный план инженерных сетей (при уплотнительной квартальной застройке).

• Положительное заключение по результатам инженерных изысканий, в том числе сами результаты инженерных изысканий (могут быть представлены отдельными томами), результаты санитарно-эпидемиологических исследований (по результатам химического, бактериологического и паразитологического исследований почв, а также послойного исследования; радиационного исследования, исследования атмосферного воздуха, по физическим факторам – шуму, вибрации, инфразвуку, электромагнитному излучению; по результатам определения класса опасности разрабатываемого грунта по химическим и токсикологическим показателям).

• Технические условия служб и ведомств субъекта федерации, муниципального образования на присоединение к инженерным сетям.

в) ИРД для реконструкции, технического перевооружения и модернизации,

капитального ремонта:

• Основание для проектирования и исходные данные.

• Утвержденное застройщиком (техническим заказчиком) задание на

проектирование.

• Смета на ПИР (проектные работы и изыскательские работы) подтверждающая стоимость указанную в заявке. Если проектно-изыскательские работы выполнялись на договорной (контрактной) основе – прикладывается ксерокопия (заверенная заказчиком) договора или контракта.

• Правоустанавливающие документы на здание, сооружение (договор аренды, свидетельство о праве собственности).

• Материалы и результаты обследования оснований и фундаментов зданий,

сооружений, строительных конструкций и инженерного оборудования.

• Положительное заключение по результатам инженерных изысканий.

• Технический паспорт на здание (инвентаризационные планы на здание (квартиры, помещения).

• Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства (при

реконструкции).

• Сводный план инженерных сетей (при уплотнительной квартальной застройке и реконструкции внутриплощадочных инженерных сетей).

• Технические условия на присоединение дополнительных мощностей (при

необходимости, в случае расширения)

г) Состав разделов проектной документации, представляемой для объектов

производственного и непроизводственного назначения:

1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства, в том числе с положительным заключением негосударственной или государственной экспертизы по результатам инженерных изысканий, материалами обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (для объектов реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения и модернизации), техническими условиями;

2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в

соответствии с градостроительным планом земельного участка;

3) архитектурные решения;

4) конструктивные и объемно-планировочные решения;

5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического

обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

6) проект организации строительства объектов капитального строительства;

7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального

строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов

капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам

здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально- культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);

10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства (часть 10.1 введена Федеральным законом от 28.11.2011 № 337-ФЗ, вступает в действие с 01 апреля 2012 года);

11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов

капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов (в редакции Федеральных законов от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 24.07.2007 № 215-ФЗ);11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов (часть 11.1 введена Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ)

12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Раздел «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по

предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму», в соответствии с частью 14 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, разрабатывается в составе проектной документации и представляется на экспертизу только для объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации,

особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.

д) Состав разделов проектной документации, представляемой для линейных

объектов капитального строительства:

1. Пояснительная записка;

2. Проект полосы отвода;

3. Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения;

4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта;

5. Проект организации строительства. (Объем разработки таких разделов в проектной документации определяет заказчик и указывает в задании на проектирование.);

6. Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта;

7. Мероприятия по охране окружающей среды;

8. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;

9. Смета на строительство. (Объем разработки таких разделов в проектной документации

определяет заказчик и указывает в задании на проектирование.)

10. Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

4. Порядок представления проектной документации на негосударственную

Экспертизу

4.1. Приемка проектной документации для проведения негосударственной экспертизы осуществляется сектором договорной работы и приемки ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации"в рабочее время ежедневно с 8.30 до 17.30.  Перерыв с 13.00 до 14.00. С 14.00 до 17.30 время для камеральной обработки поступившей документации, подготовки проектов договоров, оформления, подписи, утверждения, подготовки к выдаче и выдачи заказчикам проектной документации и утвержденных экспертных заключений.

4.2. Сектор договорной работы и приемки осуществляет прием документов и проектных материалов, организацию их нумерации, подготовку проектов договоров, регистрацию договоров, подготовку к выдаче и выдачу заключений негосударственной экспертизы, проектной документации прошедшей экспертизу, а также ведение реестра договоров, заключений, архивацию заключений экспертизы в составе Дела экспертизы.

4.3. В целях ускорения процедуры вхождения в экспертизу, заполненное по образцу, размещенному на сайте ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации", заявление с анкетой и приложенной описью состава проектной документации направляется по электронной почте, адрес которой указан на сайте.

В заявлении должны быть указаны:

- сведения об объекте негосударственной экспертизы с указанием вида и

наименования рассматриваемой документации (материалов);

- сведения о предмете негосударственной экспертизы с указанием наименования и реквизитов нормативных актов и (или) документов (материалов), на соответствие требованиям (положениям) которых должна быть осуществлена оценка;

- идентификационные сведения об объекте капитального строительства;

- технико-экономические характеристики объекта капитального строительства с учетом его вида, функционального назначения и характерных особенностей;

- идентификационные сведения об исполнителях работ - лицах, осуществивших подготовку проектной документации и выполнивших инженерные изыскания (если исполнитель индивидуальный предприниматель - фамилия, имя, отчество, реквизиты документов, удостоверяющих личность, адрес места жительства, ОГРНИП;

если юр. лицо

- полное наименование, место нахождения, ОГРН);

- идентификационные сведения о заявителе (если заявитель и застройщик

(технический заказчик) одно и тоже лицо, не являющееся юридическим лицом - фамилия, имя, отчество, реквизиты документов, удостоверяющих личность, адрес места жительства, ОГРНИП;

являющееся юридическим лицом - полное наименование, место нахождения, ОГРН;

если застройщик (технический заказчик) и заявитель в одном лице не совпадают, - указанные сведения предоставляются как в отношении заявителя, так и в отношениизастройщика (технического заказчика));

- сведения о документах, подтверждающих полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (если заявитель не является застройщиком, техническим заказчиком);

- иные сведения, необходимые для идентификации объекта и предмета негосударственной экспертизы, объекта капитального строительства, исполнителей работ по подготовке документации (материалов), заявителя, застройщика, технического заказчика;

 

4.4. Заявление на проведение негосударственной экспертизы, поступившее по электронной почте, регистрируется секретарем ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" и представляется на доклад директору.

 

4.5. В течение 1-го дня заявление рассматривается директором и с резолюцией через секретаря направляется в сектор договоров и приемки.

 

4.6. На основании поступившего заявления сектором договоров и приемки в течение 2-х дней подготавливается и направляется заказчику по электронной почте основные условия для заключения договора с расчетом стоимости работ (либо с предложенной договорной стоимостью) по проведению негосударственной экспертизы с указанием сроков её выполнения. Такая процедура дает заказчику возможность оценить свои платежные способности и временной фактор, а также позволяет при необходимости провести дополнительные согласования по указанным показателям.

 

4.7. Правовое регулирование договора о проведении негосударственной экспертизы осуществляется по правилам, установленным гражданским законодательством РФ применительно к договору возмездного оказания услуг. В договоре определяются:

а) предмет договора;

б) права и обязанности сторон;

в) срок проведения негосударственной экспертизы и порядок его продления;

г) размер платы за проведение негосударственной экспертизы;

д) порядок, допустимые пределы и сроки внесения изменений в проектную

документацию и (или) результаты инженерных изысканий в процессе проведения негосударственной экспертизы;

е) порядок и сроки возврата заявителю документов, принятых для проведения негосударственной экспертизы;

ж) условия договора, нарушение которых относится к существенным нарушениям, дающим право сторонам поставить вопрос о его досрочном расторжении;

з) порядок выдачи заключения негосударственной экспертизы;

и) срок действия договора;

к) ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора.

 

4.8. Срок проведения негосударственной экспертизы устанавливается в зависимости от сложности объекта капитального строительства, но не более 60 дней. Допускается увеличение или уменьшение срока проведения работ по негосударственной экспертизе по соглашению с заказчиком.

 

4.9. Размер платы за проведение негосударственной экспертизы определяется на договорной основе. В то же время расчет стоимости проведения негосударственной экспертизы может производиться по методике, предусмотренной для проведения государственной экспертизы или по трудозатратам экспертной организации.

 

4.10. При проведении негосударственной экспертизы могут заключаться дополнительные соглашения к договору на проведение негосударственной экспертизы изменяющие сроки проведения экспертизы по согласованию сторон.

 

4.11. Приемка материалов для проведения негосударственной экспертизы проектной документации осуществляется в согласованное по телефону         8-921-699-45-95 с руководителем сектора приемки и договоров время. Заявителем на приемку представляются следующие документы:

а) оригинал заявления о проведении негосударственной экспертизы, подписанного уполномоченным лицом, содержащего оттиск печати организации, если заявитель является юридическим (см. Приложение).

б) доверенность установленного образца (см. Приложение) на выполнение

функций заявителя, если заявитель не является застройщиком или техническим заказчиком,

в) оригинал описи представляемой документации подписанной ГИПом и

заказчиком;

г) проектная документация на объект капитального строительства, по составу и содержанию соответствующая Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

 

4.12. Проектная документация представляется в 2-х экземплярах на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронном носителе. В процессе проведения экспертизы ответственный за проведение экспертизы конкретного объекта эксперт вправе потребовать представления дополнительных экземпляров и материалов проектной документации, а также расчетов и материалов по результатам инженерных изысканий.

 

4.13. Замечания по составу проектной документации выдаются заявителю в процессе приемки. Срок устранения таких замечаний заявителем составляет до 10 дней. В случае не устранения замечаний в установленный срок, организация негосударственной экспертизы вправе дать письменный отказ от приемки такой документации для проведения негосударственной экспертизы с указанием причин отказа и возвратом представленной документации.

 

4.14. С момента поступления от заявителя подписанного договора на проведение негосударственной экспертизы, сектором приемки договоров формируется Дело негосударственной экспертизы, которому присваивается номер подписанного договора.

 

4.15. После приемки документации руководителем сектора в течение одного дня подготавливается на подпись директору   ООО«СтройЭксперт» договор и счет на аванс за выполнение работ по проведению экспертизы. Как правило, сумма аванса составляет 30% от стоимости проведения экспертизы. Сумма аванса может быть изменена по желанию заявителя, однако не может составлять величину менее 30%.

 

4.16. Заказчик (заявитель) обязан произвести перечисление аванса в сроки,

предусмотренные договором, без чего ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" не приступает к работе по проведению экспертизы данной документации.

 

4.17. В случае неоплаты аванса в указанный срок, ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" вправе возвратить заявителю документацию, представленную на негосударственную экспертизу, а договор аннулировать установленным порядком с письменным извещением заявителя об этом.

 

4.18. После устранения замечаний, выявленных на стадии приемки материалов проектной документации и поступления авансового платежа, Дело негосударственной экспертизы представляется руководителем сектора приемки и договоров директору Департамента экспертизы для принятия решения о назначении ответственного эксперта. При этом Дело должно содержать следующие документы и сведения:

• Копия заявления на проведение негосударственной экспертизы;

• Копия подписанного сторонами договора на проведение негосударственной

экспертизы;

• Доверенность на выполнение функций заявителя, если заказчик и заявитель не являются одним юридическим лицом;

• Опись сданной для проведения негосударственной экспертизы проектной

документации;

• Справка о выявленных в процессе приемки замечаниях по составу материалов проектной документации с отметками об устранении данных замечаний и приложенными дополнительно представленными материалами и документами;

• Отметка на корочке Дела о дате поступления авансового платежа и полной

комплектности представленных материалов;

• Иная переписка, возникшая в процессе заключения договора и приемки материалов проектной документации для проведения негосударственной экспертизы.

 

5. Организация и порядок проведения негосударственной экспертизы

 

5.1. Проведение негосударственной экспертизы начинается при наличии в Деле экспертизы копии подписанного экземпляра договора, отметки о поступлении на расчетный счет ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" аванса за проведение негосударственной экспертизы в соответствии с условиями договора, а также отметки об отсутствии замечаний по принятому комплекту документации и завершается направлением (вручением) заявителю извещения о готовности к выдаче заключения негосударственной экспертизы вместе с Актом выполненных работ, счетом на окончательную оплату и ксерокопией

утвержденного титульного листа заключения.

 

5.2. Директор Департамента экспертизы направляет дело руководителю сектора ответственных экспертов для назначения исполнителя, ответственного за проведение негосударственной экспертизы материалов представленной проектной документации. Назначение исполнителя осуществляется в течение одного рабочего дня.

5.3. Исполнитель, ответственный за проведение негосударственной экспертизы материалов проектной документации (ответственный эксперт), - это наиболее подготовленный главный или ведущий специалист из штатного состава ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации", который отвечает за комплексное проведение экспертизы проектной документации конкретного объекта, соблюдение сроков проведения экспертизы, организует мероприятия по рассмотрению разделов проектной документации, выдаче заявителю выявленных замечаний и организацию мероприятий по устранению и снятию этих замечаний, осуществляет постоянный контакт с локальными экспертами, в том числе и нештатными, заявителем и, при необходимости, со специалистами проектной организации, а также осуществляет подготовку и формирование заключения негосударственной экспертизы.

5.4. Дело негосударственной экспертизы с проектной документацией передается в течение одного рабочего дня сектором приемки и договоров Ответственному эксперту.

5.5. Ответственный эксперт, с момента получения Дела, производит в течение 3-х рабочих дней изучение поступивших материалов, составляет план проведения экспертизы, заводит электронное Дело (папку по данному объекту на рабочем столе компьютера) с внесением в проект Заключения всех необходимых данных по ИРД, составляет план проведения экспертизы с определением разделов проектной документации для передачи на рассмотрение экспертам-локальщикам, в том числе внештатным экспертам, работающим на договорной основе.

5.6. По истечению 3-х дней ответственный эксперт докладывает план проведения экспертизы руководителю сектора ответственных экспертов, который, в свою очередь, докладывает согласованный им план директору Департамента экспертизы для включения в план рассмотрения разделов экспертами-локальщиками и привлеченными экспертами.

5.7. Информация о планируемых сроках рассмотрения разделов отображается в плане проведения экспертизы, после чего указанный план включается ответственным экспертом в состав Дела негосударственной экспертизы по данному объекту.

5.8. Полученные от экспертов-локальщиков заключения по разделам проверяются ответственным экспертом, описательная часть включается в состав проекта заключения, а замечания эксперта-локальщика формируются в приложение, которое направляется Заказчику письменным уведомлением за подписью руководителя сектора ответственных экспертов (или директора Департамента экспертизы) в течение 2-х дней с момента получения замечаний от эксперта-локальщика. В письменном уведомлении ответственным экспертом может устанавливаться срок устранения выявленных недостатков.

5.9. Эксперты-локальщики, при получении недельного плана рассмотрения разделов, получают соответствующий раздел у ответственного эксперта. При необходимости и по требованию эксперта-локальщика ответственный эксперт обязан предоставить локальщику смежные разделы, иные необходимые материалы и расчеты, а при отсутствии

их в составе проектной документации организовать запрос и получение недостающих материалов от заявителя.

5.10. При проведении негосударственной экспертизы проектной документации может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию в порядке, установленном договором. Перед завершением проведения негосударственной экспертизы по всем внесенным в процессе проведения изменениям и дополнениям заявителем должна

быть представлена СПРАВКА установленного образца (см. Приложение).

5.11. Контроль качества экспертных заключений, архивация и учет экспертных заключений в электронном виде, работа по разъяснению порядка и особенностей проведения негосударственной экспертизы осуществляется директором департамента экспертизы под руководством заместителя генерального директора ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" по производственной деятельности.

5.12. При проведении негосударственной экспертизы проектной документации ответственный эксперт вправе дополнительно запросить у заявителя расчеты конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также иные материалы, необходимые для оценки принятых решений.

5.13. В соответствии с частью 16 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ экспертной организации не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации.

5.14. При проведении негосударственной экспертизы ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" вправе привлекать на договорной основе к проведению негосударственной экспертизы иные государственные и (или) негосударственные организации, а также внештатных специалистов.

5.15. В случае если в процессе негосударственной экспертизы заявителем внесены в проектную документацию изменения в отношении идентификационных данных, сведений, показателей, технико-экономических характеристик, указанных в проектной документации и отличающихся от содержащихся в заявлении о проведении негосударственной экспертизы, заявитель должен внести соответствующие изменения в поданное им заявление. В данном случае возможно изменение договора путем заключения

дополнительного соглашения; изменения сроков проведения экспертизы; стоимости проведения экспертизы.

5.16. Заявитель вправе по запросу получать информацию от ответственного эксперта о состоянии хода проведения экспертных работ.

6. Результат негосударственной экспертизы

6.1. Результатом негосударственной экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) представленной документации:

а) результатам инженерных изысканий, получившим положительное заключение

экспертизы, и требованиям технических регламентов;

б) сметным нормативам;

в) техническим регламентам, результатам инженерных изысканий, получившим

положительное заключение экспертизы и сметным нормативам;

г) иным документам.

6.2. Заключение негосударственной экспертизы оформляется в соответствии с требованиями приказа Министерства регионального развития РФ от 02.04.2009 г. № 107 «Об утверждении формы заключения негосударственной экспертизы» (см. Приложение), подписывается экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы, и утверждается генеральным директором  ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" или уполномоченным им лицом.

6.3. Заключение негосударственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства оформляется в соответствии с требованиями приказа Министерства регионального развития РФ от 20.08.09 № 354 «Об утверждении формы заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и порядка оформления такого заключения» (см. Приложение).

6.4. В заключении могут содержаться рекомендации по внесению изменений и дополнений в проектную документацию, не влияющих на конструктивную и иные виды безопасности, улучшающих проектные решения.

6.5. Положительное заключение подготавливается в 4-х экземплярах – три экземпляра для выдачи заявителю и один экземпляр в Дело экспертизы. Отрицательное заключение подготавливается в 2-х экземплярах – один заявителю, один в Дело экспертизы.

6.6. Заключение негосударственной экспертизы, проектная документация и иные материалы, представленные для проведения негосударственной экспертизы, за исключением материалов, помещаемых в Дело негосударственной экспертизы, передаются заявителю по описи только при наличии подписанного Акта приемки выполненных работ и окончательной оплаты за проведение негосударственной экспертизы.

6.7. ООО "Бюро негосударственной экспертизы проектной документации" ведет реестр выданных заключений негосударственной экспертизы, в котором указываются:

а) идентификационные сведения об исполнителях работ;

б) идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на негосударственную экспертизу;

в) идентификационные сведения о застройщике и заказчике;

г) сведения о предмете и результате негосударственной экспертизы (отрицательное или положительное заключение);

д) дата выдачи и реквизиты заключения.

6.8. В случае, если представленные для проведения негосударственной экспертизы материалы проектной документации не получены заявителем в течение одного квартала со дня выдачи заключения, руководителем сектора приемки подготавливается и направляется заявителю уведомление о предстоящей утилизации указанных материалов с указанием срока утилизации.

7. Повторное проведение негосударственной экспертизы

7.1. Проектная документация может быть направлена повторно (2 и более раза) на негосударственную экспертизу.

7.2. Повторная негосударственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном для проведения первичной негосударственной экспертизы.

7.3. Экспертной оценке при проведении повторной негосударственной экспертизы подлежит оценка части проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимости внесенных изменений с проектной документацией, в отношении которой была ранее проведена негосударственная экспертиза.

7.4. В случае если после проведения первичной (предыдущей повторной)

негосударственной экспертизы в законодательство РФ внесены изменения, которые могут повлиять на результаты негосударственной экспертизы, экспертной оценке может быть подвергнута представленная проектная документация в объеме, в котором она представлялись на первичную негосударственную экспертизу.

7.5. За проведение повторной негосударственной экспертизы взимается плата в размере, предусмотренном договором, но не более 30% от стоимости первичной экспертизы.

8. Обжалование заключений негосударственной экспертизы

8.1. Согласно Градостроительному кодексу РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ) застройщик (технический заказчик) вправе обжаловать заключения государственной и негосударственной экспертиз проектной документации либо в административном, либо в судебном порядке.

8.2. Административный порядок подразумевает обжалование заключения экспертизы в экспертной комиссии, созданной Минрегионом России. Указанным способом можно обжаловать заключение экспертизы в течение трех лет со дня его утверждения (часть 12 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ). Такое обжалование возможно в отношении как отрицательного, так и положительного заключения (при наличии замечаний), поскольку

характер оспариваемого заключения законом не предусмотрен.

8.3. В соответствии с частью 10 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ обжаловать в суде, без предварительного рассмотрения в административном порядке, можно только отрицательное заключение экспертизы.

8.4. В целях реализации положения об административном способе обжалования заключений экспертизы Министерством регионального развития РФ разработан соответствующий порядок, утвержденный Приказом от 23.03.2012 № 126 "Об утверждении Порядка обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий», который применяется при оспаривании заключений как государственной, так и негосударственной экспертизы.

8.5. Решение экспертной комиссии оформляется протоколом с указанием выводов экспертного заключения, которые подтверждаются или не подтверждаются комиссией. Протокол составляется в трех экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и направляется заявителю и организации, проводившей экспертизу. Последняя обязана исполнить требования, указанные в решении. Данный документ вступает в силу сразу с

момента его принятия.

8.6. В случае несогласия с решением экспертной комиссии его можно оспорить в суде. В этом случае вступление решения экспертной комиссии в силу приостанавливается. Порядок такого оспаривания установлен главой 24 АПК РФ.